Компрессорное оборудование активно эксплуатируется во многих сферах производства и в быту. Нагнетаемый им под давлением воздух необходим для работы пневматического инструмента, покраски, продувки, накачки шин. Компрессоры неустанно совершенствуются изготовителями — каждый пытается сделать свою продукцию надёжнее, производительнее, при этом снизив производственные затраты. Выделяется 2 основных типа техники: масляные и безмасляные компрессоры. Их особенности мы и разберём.
В поршневых и винтовых аппаратах для минимизации силы трения между узлами применяется масло. Стабильная смазка снижает износ поверхностей и устраняет повышенную нагрузку на оборудование ввиду минимизации силы трения между подвижными элементами. В технике масляного типа используется специальное масло, от качества которого и соответствия рекомендациям производителя непосредственно зависит продолжительность эксплуатации агрегата.
Конструкция маслонаполненных винтовых и поршневых аппаратов несколько проще, чем безмасляных, ввиду чего стоимость их ниже. Но она нивелируется затратами на обслуживание установок. На это есть несколько причин:
- масло требуется менять с периодичностью 2000–3000 часов — период зависит от изготовителя и назначения техники;
- при эксплуатации оборудования смазка удаляется из системы вместе с воздухом, что требует её периодического долива до номинального уровня;
- для очистки выдаваемого компрессором воздуха в установках применяются сепараторы и фильтры, которые также требуется регулярно менять.
Однако даже маслоотделители неспособны полностью отфильтровать воздух от масляного тумана — и если для установок винтового типа нормальная концентрация масла в воздушной смеси составляет не более 3 мг на м3, то в поршневых агрегатах оно зачастую достигает критических показателей. Особенно при значительном износе деталей.
Поэтому масляные компрессоры не применяется в фармацевтической, химической или пищевой промышленности — отраслях, где к чистоте подаваемого сжатого воздуха предъявляются жёсткие требования. Что не мешает силовому оборудованию успешно эксплуатироваться практически во всех областях строительства, ремонта и автомобилестроения.
Конструкция безмасляных компрессоров
Такая схема смазки применяется в агрегатах поршневой, винтовой и спиральной конфигурации. Эффективность работы силовых аппаратов достигается за счёт установки смазочных материалов, обладающих малым показателем трения.
Безмасляные компрессоры гораздо затратней в производстве, однако, они значительно экономичнее в эксплуатации и техобслуживании.
Примерная схема их устройства выглядит следующим образом и различается в моделях незначительно:
- их конструкция включает в себя уплотнительные кольца подвижного исполнения и вязкостные уплотнители;
- для компенсации давления и сброса излишков смазки между уплотнениями расположены вентиляционные каналы;
- уплотнительными материалами выступают кольца из углеродистой стали с зеркально отшлифованной поверхностью;
- упорами для них служат элементы из нержавейки, обладающие крайне малым коэффициентом трения;
- вязкостные уплотнители производятся из меди, а на их поверхности расположенные каналы, вытесняющие смазку обратно в систему.
Всё это препятствует расходу масла и обеспечивает высокую чистоту сжимаемого воздуха. Что снимает любые ограничения по сфере эксплуатации оборудования.
Как выбрать компрессорный агрегат
Рассмотрев особенности масляных и безмасляных компрессоров, можно сделать выводы относительно области их эксплуатации и правил выбора:
- Если к качеству подаваемой сжатой воздушной смеси не применяются жёсткие требования, то возможно эксплуатировать масляные модели. Они более распространены и значительно дешевле безмасляных компрессоров.
- Если технические условия производства не допускают попадания масла в линию, то требуется эксплуатировать безмасляное оборудование;
- Фактическая производительность (литров в минуту) силовой техники любого типа и конфигурации должна не менее чем на 20% превышать потребления воздуха пневмоинструментом или другим потребителями.
- Минимальное рабочее давление компрессора не должно быть меньше максимального давления пневмооборудования;
- Чем больше объём ресивера, тем ровнее будет давление подаваемого воздуха, что критично при порционном распылении материалов под давлением (к примеру, при покраске).
При подборе силовой техники строго учитываются конструктивные свойства компрессоров — ведь они отражаются на стабильности и надёжности их эксплуатации, затратах на техобслуживание.
Возможно, Вам также будет интересно узнать про ремонт винтовых компрессоров.